Форд Фокус >> Двигатели >> Сборка и разборка двигателя >> Сборка двигателя
Для выполнения сборочных работ по двигателю мастерские Ford оборудуются следующим специальным инструментом:
- универсальный ключ 205-072 (15-030А);
- прибор для измерения углов 303-174 (21540);
- блокирующее устройство для коленчатого вала 303-204 (21168);
- приспособление для установки распределительного вала 303-376 (21-162В);
- накладной ключ для болтов головки блока цилиндров 303-392 (21167);
- съемник для сальников 303-395 (21171);
- фиксатор 303-435-06 (21031В);
- подъемная опора 303-435-1 (21212);
- свечной ключ 303-499 (21202);
- установочный штифт коленчатого вала 303-507 (21210);
- оправка для установки ведомого диска сцепления 308-204 (16067).
Перед сборкой все болты, шайбы, посадочные поверхности смочите моторным маслом, очистите и проверьте привалочные поверхности. Сборку выполняйте в следующей последовательности:
- установите блок цилиндров на монтажный стол или стенд;

Рис. 92. Установка крышки заднего сальника коленчатого вала



- установите крышку заднего сальника коленчатого вала и кронштейн датчика угла поворота коленчатого вала (СКР) ( рис. 92 );
- установите датчик СКР;

Рис. 93. Установка маховика



- установите маховик и закрепите его болтами. Последовательность затяжки показана на рис. 93 . Затяжку проводите в два этапа, сначала заверните моментом 30 Н·м, а затем доверните с помощью специального приспособления 303-174 на 80°;

Рис. 94. Установка маслоприемника и масляного насоса



- соедините ротор масляного насоса с коленчатым валом, после чего установите масляный насос и маслоприемник с новой прокладкой ( рис. 94 );
- установите сальник коленчатого вала, перед установкой посадочные места смочите моторным маслом.
Модели выпуска до 11.1999 г.

Рис. 95. Нанесение специального герметика



Нанесите на сопрягаемые поверхности блока цилиндров специальный силиконосодержащий герметик ( рис. 95 );
- установите нижнюю часть картера на блок цилиндров с новой прокладкой и заверните болты крепления от руки;

Рис. 97. Последовательность затяжки болтов



- правильно расположите c помощью линейки нижнюю часть картера относительно блока цилиндров так, чтобы со стороны маховика их поверхности были на одном уровне, и затяните болты моментом 20 Н·м в определенной последовательности ( рис. 97 ).
Модели выпуска после 12.1999 г.

Рис. 96. Отверстия под шпильки М8х20



Вверните шпильки М8х20 в глухие отверстия ( рис. 96 ). Обратите внимание на то, чтобы в эти отверстия не попал герметик, что может привести к уменьшению жесткости ( рис. 96 );
- нанесите на фланец картера герметик толщиной 3 мм и затяните болты в два приема: сначала моментом 10 Н·м, а затем моментом 20 Н·м (см. рис. 97 ).
Все модели
Установите сцепление, для этого сцентрируйте ведомый диск с помощью центровочной оправки относительно коленчатого вала и заверните болты крепления нажимного диска крест-накрест моментом 29 Н·м;
- установите шланг вентиляции картера и датчик детонации. Расположите провод датчика на соответствующем расстоянии от головки блока цилиндров и шланга вентиляции картера;
- установите термостат с новым резиновым уплотнением;
- установите датчик давления масла, перед этим нанесите на резьбу герметик;
- установите насос охлаждающей жидкости с новым уплотнением. Обратите внимание на крыльчатку, она легко деформируется;
- положите прокладку головки блока на блок цилиндров. Обратите внимание на то, чтобы направляющие втулки фиксировали прокладку без напряжения;

Рис. 98. Порядок затягивания головки блока цилиндров



- установите головку блока цилиндров. Предварительно очистите сопрягаемые поверхности, затяните болты крепления в определенной последовательности в три приема, сначала моментом 15 Н·м, затем 30 Н·м, после чего доверните их с помощью специального инструмента 303-174 на 90° ( рис. 98 );
- заверните три нижних болта впускного коллектора моментом 4 Н·м и установите трубку указателя уровня масла;
- установите толкатели клапанов и регулировочные шайбы, при этом сохраните их положение, какое было до снятия;

Рис. 99. Поршень 1-го цилиндра находится на расстоянии 25 мм до ВМТ



- установите поршень первого цилиндра так, чтобы он в такте сжатия не доходил до ВМТ 25 мм, при этом маховик занял положение, показанное на рис. 99 ;
- установите распределительные валы. Распределительный вал выпускных клапанов имеет дополнительный кулачок на месте установки датчика угла поворота(СМР). Перед установкой обильно смажьте моторным маслом поверхности подшипников и кулачков;

Рис. 100. Обозначения крышек подшипников распределительных валов: 1 — крышка распределительного вала впускных клапанов; 2 — крышка распределительного вала выпускных клапанов



- нанесите силиконосодержащий герметик на сопрягаемые с головкой блока поверхности крышек первых подшипников. Обозначения крышек подшипников находятся на внешней стороне: E1 — относится к валу выпускных клапанов, I1 — впускных ( рис. 100 );
- установите крышки подшипников и затяните болты в последовательности, указанной выше, в три этапа: равномерно вворачивайте по пол-оборота за раз, пока крышка не ляжет на головку блока, заверните моментом 7 Н·м, заверните моментом 16 Н·м;
- смажьте рабочие кромки сальников распределительных валов моторным маслом и запрессуйте их;

Рис. 101. Положение распределительных валов, когда поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ. Валы устанавливаются с помощью специального инструмента Ford 21-162 Zetec, 21-162A Zetec-SE



- установите внутреннюю крышку ремня ГРМ;
- установите зубчатые шкивы на распределительные валы;
- установите распределительные валы в положение, когда поршень 1-го цилиндра будет находиться в ВМТ. Для этого поверните валы за шестигранник до тех пор, пока приспособление не установится в торцовые пазы валов;

Рис. 102. Коленчатый вал в положении, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ. Устанавливается с помощью специального инструмента Ford 303-507



- установите коленчатый вал в положение, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ. Для этого заверните специальное приспособление в установочное отверстие. После поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке осторожно, пока специальный инструмент не упрется в щеку коленчатого вала ( рис. 102 );
- наденьте зубчатый шкив на коленчатый вал;
- установите нижнюю крышку ремня;
- установите зубчатый шкив (демпфер крутильных колебаний) на коленчатый вал. Для крепления обязательно используйте только новый болт. Затягивайте болт в два приема: сначала моментом 40 Н·м, а затем специальным ключом доверните на 90°;
- оденьте зубчатый ремень на шкивы, начинайте снизу и продолжайте против часовой стрелки;
- установите натяжитель ремня эксцентрикового типа. Не проворачивайте при затягивании эксцентрик;
- для натяжения ремня поверните эксцентрик с помощью ключа с внутренним шестигранником против часовой стрелки, пока стрелка не совпадет с четырехгранной проточкой;
- затяните болт натяжителя моментом 20 Н·м;
- если на двигателе установлен натяжитель ремня с продольным пазом, то заверните болты крепления от руки;
- натяните ремень, повернув натяжитель с кронштейном по часовой стрелке, так, чтобы указатель расположился за двумя метками, нанесенными за роликом, и затяните болты крепления моментом 20 Н·м;

Рис. 103. Установка шкивов распределительных валов. Мастерские Ford для крепления шкивов используют специальный инструмент 205-072



- заверните болты крепления шкивов распределительных валов специальным инструментом с моментом 60 Н·м, при этом не допустите смещения положения распределительных валов и коленчатого вала ( рис. 103 );
- выньте установочный штифт коленчатого вала из блока и закройте отверстие резьбовой заглушкой;
- проверьте фазы газораспределения;
- прокрутите коленчатый вал рукой за маховик;

Рис. 104. Регулировка тепловых зазоров клапанов



- отрегулируйте тепловые зазоры клапанов. Если у вас нет специального инструмента, вам лучше обратиться в специализированную мастерскую ( рис. 104 );
- для регулировки тепловых зазоров клапанов мастерские Ford используют специальный инструмент 303-563 (21218);

Рис. 105. Установка монтажной опоры



- установите монтажную опору двигателя ( рис. 105 );
- установите клапанную крышку;
- установите элементы системы зажигания;
- подсоедините топливопровод и закрепите его;
- установите верхнюю крышку ремня ГРМ.
Модели без кондиционера
Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов.
Все модели

Рис. 106. Установка генератора



Установите генератор ( рис. 106 );
- соедините двигатель с коробкой передач и подготовьте для монтажа на автомобиль.
Разборка и сборка головки цилиндров
Разборку головки цилиндров проводите в следующем порядке:

Рис. 107. Снятие впускного коллектора



- снимите впускной коллектор с прокладкой ( рис. 107 ).

Рис. 108. Контактные разъемы: 1 — контактный разъем датчика управления положением дроссельной заслонки; 2 — контактный разъем клапана регулировки вращения коленчатого вала на холостом ходу



- отсоедините контактные разъемы от датчика управления положением дроссельной заслонки (ТР) 1 ( рис. 108 ) и клапана регулировки вращения коленчатого вала на холостом ходу (IAC) 2;

Рис. 109. Снятие котактных разъемов форсунок



- снимите контактные разъемы форсунок ( рис. 109 );
- снимите распределитель топлива и вакуумный шланг;

Рис. 110. Снятие узлов и деталей с головки блока цилиндров: 1 — катушка зажигания; 2 — выпускной коллектор; 3 — конденсатор; 4 — монтажная проушина



- снимите катушку зажигания (EI) 1 ( рис. 110 ), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3 монтажную проушину 4 двигателя;

Рис. 111. Снятие датчика СМР



- снимите датчик угла поворота распределительного вала (СМР) ( рис. 111 );

Рис. 112. Снятие датчика СНТ



- снимите датчик температуры головки цилиндров (СНТ) ( рис. 112 );
- если головка блока повреждена, ее следует заменить на новую. В соответствии с инструкцией Ford дальнейший ремонт головки невозможен.
Сборку головки блока цилиндров проводите в следующей последовательности:
- расположите головку блока на мягкую подложку, например на резиновом мате. Новая головка блока поставляется с клапанным механизмом без шпилек для выпускного коллектора;
- установите новый датчик СНТ. Обратите внимание на то, чтобы сопрягаемая поверхность осталась неповрежденной;
- вверните новые установочные шпильки для крепления выпускного коллектора;
- установите новый датчик угла поворота распределительного вала (СМР) с новой кольцевой прокладкой;
- установите катушку зажигания (EI) 1 (см. рис. 110 ), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3, монтажную проушину 4 двигателя;
- установите распределитель топлива;
- соедините контактные разъемы форсунок;
- соедините контактный разъем датчика ТР;
- соедините контактный разъем клапана IAC;
- закрепите провода;
- установите впускной коллектор с новой прокладкой.
Снятие и установка головки цилиндров с автомобиля
При ознакомлении с этой частью ремонтных работ пользуйтесь рисунками, представленными ранее. Снятие проводите в следующей последовательности:
- головка цилиндров должна быть холодной перед снятием;
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи;
- откройте расширительный бачок системы охлаждения и слейте охлаждающую жидкость;
- снимите провод соединения с «массой» и теплозащитный кожух выпускного коллектора;
- снимите контактный разъем с кислородного датчика;
- снимите выпускной коллектор и прокладку;
- поднимите переднюю часть автомобиля и надежно зафиксируйте автомобиль на подставках;
- отсоедините фланец приемной трубы. Защитите сильфон от перегибов;
- выньте коллектор из-под автомобиля;
- опустите переднюю часть автомобиля;
- снимите воздушный фильтр вместе с всасывающим шлангом и отсоедините контактный разъем от отдатчика MAF.
- отсоедините привод педали акселератора;
- снимите шланг системы вентиляции картера;
- отсоедините контактный разъем СМР;
- отсоедините контактный разъем от катушки зажигания и конденсатора;
- снимите вакуумные шланги с корпуса с активированным углем вакуумного усилителя тормозов;
- отсоедините контактный разъем датчика детонации;
- снимите шланги системы охлаждения;
- отсоедините топливопровод. Приготовьте небольшую емкость, система находится под давлением и часть топлива может вытечь;
- снимите крышку головки цилиндров, снимите распределительные валы;
- отверните 3 болта снизу впускного коллектора;
- снимите трубку указателя уровня масла;

Рис. 113. Порядок отворачивания крепежных болтов при снятии головки блока



- снимите головку блока цилиндров. Болты крепления отворачивайте в соответствии с порядком, показанным на рис. 113 . Старые болты могут быть использованы.
Установку головки блока на автомобиле проводите в следующей последовательности:
- привалочная плоскость головки блока не подлежит шлифованию. Для установки головки блока служат две направляющие шпильки. Перед установкой зачистите все сопрягаемые поверхности и продуйте цилиндры и впускной коллектор;
- установите на блок только новую прокладку;
- установите на блок головку цилиндров, не повредите новую прокладку;
- заверните болты крепления головки блока. Порядок затяжки показан на рисунке выше. Затяжку болтов проводите в три этапа;
- дальнейшую установку проводите в порядке, обратном снятию;
- проверьте уровень масла и смените масляный фильтр. Пустите двигатель и дайте ему прогреться. При этом обратите внимание на надежность затяжки всех соединений и шлангов;
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново;
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых.
Сальники распределительных валов
Для снятия и установки сальников мастерские Ford используют следующий специальный инструмент: универсальный ключ для удерживания фланцев 205-072 (15030А), съемник 303-293 (21143), приспособление для установки сальников 303-395 (21171).
Снятие сальников проводите в следующей последовательности:
- снимите зубчатый ремень, как описано ранее;

Рис. 114. Снятие зубчатых шкивов



- снимите зубчатые шкивы, как описано ранее ( рис. 114 );

Рис. 115. Снятие сальников распределительных валов с помощью специального приспособления Ford 303-293



- снимите с помощью съемника сальники распределительных валов ( рис. 115 ).
Установку сальников проводите в следующей последовательности:
- очистите и протрите шейки распределительных валов и посадочные места сальников. Слегка смажьте шейки валов и кромки сальников моторным маслом;

Рис. 116. Установка новых сальников с помощью специального приспособления Ford 303-395



- новые сальники установите с помощью специального приспособления ( рис. 116 );
- установите зубчатые шкивы распределительных валов, как описано ранее. Проверьте и при необходимости установите фазы газораспределения, как описано ранее
Маслосъемные колпачки
При снятии и установке маслосъемных колпачков мастерские Ford используют следующий инструмент: устройство для сжатия пружин клапанов 303-361 (22155), вспомогательный инструмент 303-361 303-361-04 (2115504), 303-361-(2115505), монтажный инструмент, сборочное приспособление 303-363 (21157); цангу 303-508 (21211).
Работы по снятию маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- снимите распределительные валы, как описано ранее;
- снимите катушку зажигания и конденсатор;

Рис. 117. Установка специального инструмента



- установите специальный инструмент на головку цилиндров ( рис. 117 );
- сожмите пружину клапана с помощью специального инструмента;

Рис. 118. Сжатие пружины клапана с помощью специального инструмента



- снимите сухари, верхнюю тарелку пружины клапана и выньте из головки блока саму пружину ( рис. 118 );
- с помощью специального цангового инструмента снимите маслосъемный колпачок. Такие же шаги предпримите с всеми цилиндрами.
- снимите маслосъемные колпачки на остальных клапанах.
Установку маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности:
- важно отметить, что маслосъемные колпачки различаются по цвету: для впускных клапанов они зеленого цвета, для выпускных — коричневого;
- установите монтажную втулку на стержень клапана;
- перед запрессовкой колпачков смажьте моторным маслом направляющую втулку клапана и рабочую кромку колпачка;
cнимите монтажную втулку;
- установите пружину клапана и верхнюю тарелку пружины клапана;
- сожмите пружину клапана с помощью специального инструмента и установите сухари;
- повторите работы по установке для других клапанов;
- закончите установку в последовательности, обратной снятию.
Ремень ГРМ
При выполнении работ по снятию и установке ремня мастерские Ford используют следующий инструмент:
- фланцевый фиксатор 205-072 (15030);
- измеритель углов 303-174 (21540);
- установочное приспособление для установки распределительных валов 303-376 (21162);
- свечной ключ 303-499 (21202);
- установочный штифт установки коленчатого вала в положение когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ при такте сжатия 303-507 (21210);
- цанга 303-622 (21226).
Снятие ремня проводите в следующей последовательности:
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи;
- ослабьте момент затяжки болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости;
- поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставках;
- снимите крышку ремня привода вспомогательных агрегатов;
- ослабьте натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов и снимите его, как это было описано ранее;
- снимите шкив (демпфер) коленчатого вала;
- снимите шкив насоса охлаждающей жидкости и направляющий ролик ремня привода вспомогательных агрегатов;
- опустите переднюю часть автомобиля;
- снимите крышку головки блока цилиндров;
- отсоедините топливопровод;
- отсоедините контактный разъем датчика температуры головки блока (СНТ);
- отверните три верхних болта крепления крышки ремня ГРМ;
- снимите расширительный бачок системы охлаждения;
- снимите бачок гироусилителя рулевого управления и отведите в сторону;
- снимите генератор;
- разгрузите передние опоры силового агрегата, подставив домкрат под масляный картер, при этом используйте деревянные дощечки;
- снимите опоры;
- ослабьте натяжение ремня ГРМ, как описано ранее, и снимите его.
Установку ремня проводите в следующей последовательности:
- установите коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ. с помощью установочного штифта;
- ослабьте крепление шкивов распределительных валов, как описано ранее, так, чтобы шкивы свободно вращались на распределительных валах;
- снимите свечи зажигания;
- установите с помощью приспособления распределительные вал в положение соответствуюшее нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ при такте сжатия;
- установите ремень ГРМ, как описано ранее;
- установите шкив (демпфер) на коленчатый вал с новым болтом, как описано ранее, и затяните;
- наденьте новый ремень ГРМ как описано ранее, и натяните его;
- проверьте и отрегулируйте фазы газораспределения как описано ранее;
- дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию;
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново;
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых.